Боке... как много в этом звуке для сердца русского слилось! И что-то там отозвалось. В жизни любого фотографа, неважно профессионал он или любитель, наступает момент поиска истины, когда хочется понять, какой объектив даст самое радикальное размытие фона на фотографии. Первое, что приходит в голову, светосильные объективы Nikkor 85/1.4 и Nikkor 55/1.2 Для ответа на вопрос о самом сильном размытии надо обратиться к статье Игоря Ефремова [HobbyMaker’s] «Размываем фон по-научному». Если вам лень читать статью и разбирать формулы, то приведу её суть – если фон находится ближе к объекту съёмки, чем дистанция от камеры до объекта, то лучше всего размывают фон светосильные объективы. В процессе удаления фона от объекта, в лидеры стремительно вырываются более тёмные длиннофокусные объективы. В справедливости этих выводов можно убедиться, посмотрев результаты этого теста. |
В статье Игоря нет конкретных рекомендаций по выбору объектива. Поэтому, взяв его формулы за основу, я составил калькулятор размытия на 16 объективов. Он хорош тем, что позволяет изменять камеру, названия объективов, их параметры, реперные точки дистанции от объекта съёмки до фона, вид портрета (лицевой/ростовой) и смотреть по графикам, как будет изменяться размытие фона. В столбце голубого цвета показаны дистанции съёмки этого вида портрета для данного объектива. Данные, по которым строятся графики – диаметр кружка рассеяния точки, находящейся на фоне. Для удобства восприятия, я умножил число на 100. То есть, число 358 означает, что на матрице аппарата размытая точка фона будет представлять собой круг диаметром 3,58мм. Столбцы соответствуют расстоянию от объекта съёмки до фона (1метр, 2 и до бесконечности). Предлагаю рассмотреть следующую съёмочную ситуацию: погрудный портрет в вертикальной ориентации, на Nikon D7000 при расстоянии до фона 75 метров; используем некоторые объективы стоимостью до 60 т.р. Который из них размоет фон более радикально? Что мы видим? С большим отрывом лидирует Яшма-4Н (или Nikkor 300/2.8). Это объясняет любовь спортивных фоторепортёров к таким телевикам. Второе место берёт любимый зум свадебщиков – Nikkor 80-200/2.8 и, теперь становится понятно почему. Ему «дышит в затылок» Nikkor 135/2. Один старый фотограф говорил про него: «Понадобились деньги – отнёс объектив в комиссионку, а когда подвернулся заказ, хотел забрать, но выяснилось, что тот ушёл в считанные дни – очень огорчился; как он мыл !!!». Таир-3 4.5/300 и Nikkor 180/2.8 разделили четвёртое место. Зачётнейший портретник Nikkor 85/1.4 хоть и отстал немного, но держится молодцом. Полтинник Nikkor 50/1.4, который часто рекомендуют новичкам в качестве «портретника за недорого», на пятом месте с большим отрывом. Интересно ещё то, что в зависимости от вида портрета (лицевой, погрудный, ростовой) заметно меняется расположение графиков размытия объективов. Я надеюсь, что этот калькулятор позволит вам определиться с выбором объектива, исходя из конкретных съёмочных условий. |